Увеличение объемов проблемных задолженностей вынуждает финансовые учреждения все чаще прибегать к услугам сборщиков долгов. Благодаря коллекторским агентствам банки и страховые компании возвращают от 10 до 75% сомнительных к возврату долгов
В Украине открывается все больше компаний по сбору долгов (коллекторских агентств). Только в этом году о себе заявили такие игроки, как Агентство по управлению задолженностью, Служба исполнения обязательств, «УкрДолг», Первая украинская долговая компания и Verus (две последние фирмы активную деятельность пока не развернули). Нашими должниками интересуются и крупные российские коллекторы — компании Sequoia Credit Consolidation, «РусБизнесАктив» и Финансовое агентство по сбору платежей.
Появление новых коллекторских бюро связано с бумом потребительского кредитования и ростом невозвратов по кредитам. По данным Национального банка Украины, за семь месяцев этого года объем кредитов населению увеличился на 47,6% — до 107,6 млрд гривен. При этом только в январе-мае просроченные долги физлиц выросли на 76%. По неофициальной информации, доля невозвратов на рынке потребительского кредитования уже достигает 10–15%.
По данным коммерческих банков, свои услуги активно продвигают около четырнадцати коллекторских агентств. Однако сборщиков долгов в стране гораздо больше, просто многие из них не хотят публично афишировать свой бизнес. Открыто работают такие компании, как Credit Collection Group (CCG, учреждена банком «Дельта»), Ultima (учреждена польской коллекторской фирмой Ultima Ratio), Агентство по управлению задолженностью (учреждено страховой компанией «Бусин»), Служба исполнения обязательств (учреждена группой юристов).
Многие украинцы впервые узнали о сборщиках долгов благодаря компании CCG. Открывшись в прошлом году, она начала массировано пропагандировать свои услуги, а также позиционировать себя как первое коллекторское бюро, специализирующееся на долгах физлиц. На самом деле первые агентства по сбору долгов населения появились у нас еще три года назад. В числе первопроходцев была компания «Авеста-Украина», чей коллекторский бизнес начинался с рассылок предупреждающих писем и телефонных разговоров с должниками операторов мобильной связи. Большинство первых коллекторов занимались выбиванием долгов из небольших предприятий, заслужив себе репутацию новых рэкетиров.
Сейчас компании по сбору долгов открыто говорят о своих методах работы с неплательщиками. Как правило, они предполагают три этапа. На первом (soft collection) должникам пишут письма и звонят. Задача коллекторов — провести разъяснительную работу, выяснить причины неплатежей и наладить контакты с должниками. Если это не помогает, то агентства переходят ко второму этапу (hard collection), когда коллекторы лично встречаются с неплательщиками. На третьем (legal collection) — компании подают иски в суд, по решению которого имущество должника может быть арестовано до выплаты долга. Однако главная задача коллектора — добиться возврата долга, не доводя дело до суда. Она решается психологическим давлением: звонками на работу и родственникам, выездом к неплательщику на дом. К примеру, сотрудникам CCG пришлось навестить заемщика, который, не желая возвращать кредит, отключил не только свой мобильный телефон, но и телефоны всех членов семьи. На этапе hard collection неплательщиков пугают не только юридической ответственностью, но и внешним видом сотрудников агентств. Хотя коллекторы уверяют, что работают только в рамках правового поля и ничего общего с рэкетирами начала 90−х не имеют.
Чтобы организовать коллекторскую компанию, нужно от 500 тысяч до миллиона долларов. Основные статьи расходов — программное обеспечение, обучение специалистов, организация региональных представительств. В штате таких бюро должны быть квалифицированные юристы и психологи, кроме того, им необходим доступ к всевозможным базам данных. Как правило, в коллекторских компаниях национального масштаба трудятся не меньше ста человек. Так, в CCG около 130 сотрудников, из них 35 работают в колл-центре и 74 — региональными представителями.
Коллекторы неспроста делают ставку на публичность. Репутация — одно из главных конкурентных преимуществ на этом рынке. Лидер российского коллекторского рынка родственная Альфа-Банку компания Sequoia Credit Consolidation в свое время немало потратила на собственную раскрутку. Теперь российские банки доверяют ей даже легко возвращаемые долги (кредиты с небольшой просрочкой).
Найти должника
Среди основных клиентов коллекторов — банки, страховые компании (СК), мобильные операторы и фирмы, занимающиеся прямыми продажами (direct mail). Долги банковских заемщиков — пока приоритетное направление деятельности коллекторов (в среднем занимают 50–60% портфелей). «С просроченными розничными кредитами интересно и выгодно работать из-за их массовости. Тогда как на взыскание долгов с компаний в основном поступают разовые заказы», — рассказывает генеральный директор Агентства по управлению задолженностью Сергей Деминский.
Содержать собственные службы по сбору долгов банкам зачастую обходится дороже, чем аутсорсинг. Тем не менее крупные розничные финучреждения не спешат сотрудничать с коллекторами на постоянной основе. Пока кредиторы лишь присматриваются к рынку сборщиков долгов. «В качестве эксперимента для работы с недобросовестными клиентами мы привлекли агентство, услуги которого нас устраивают и по цене, и по эффективности», — рассказывает первый заместитель председателя правления Правэкс-Банка Роман Валесюк.
Коллекторские услуги — удовольствие не из дешевых. Комиссионные могут составлять 10–60% от суммы возвращенного долга в зависимости от длительности просрочки, объема портфеля и наличия залога. Как правило, банки поручают коллекторам долги, просроченные более чем на 90 дней. Они собирают от 10 до 30% таких долгов (за рубежом — такие же показатели). Однако отечественные финучреждения считают такие результаты неудовлетворительными.
Кредиторы не прочь были бы продавать коллекторам проблемные долги и таким образом расчищать свои балансы. Тем более что Национальный банк требует стопроцентного резервирования под кредиты, платежи по которым просрочены более чем на 90 дней. Но отечественные сборщики долгов такую услугу не предоставляют. В развитых странах, работая по договорам цессии, коллекторы выкупают портфели банков с определенным дисконтом (обычно 90%). У наших финучреждений и коллекторских компаний нет статистики по потребительскому кредитованию, с помощью которой можно было бы определить приемлемый для обеих сторон дисконт. Сейчас банки избегают формирования огромных резервов, создавая финансовые компании или кредитные союзы, на которые и оформляют долги (резервные требования для этих учреждений мягче).
Украинским коллекторам выгоднее выкупать портфели залоговых кредитов — в этом случае проще оценить стоимость долгов. Но прецедентов сотрудничества фининститутов и коллекторов в сфере ипотечного и автомобильного кредитования в стране пока нет. «Где-то семьдесят процентов розничного кредитного портфеля нашего банка приходится на ипотеку. С проблемными долгами нам выгоднее работать через собственные службы, у которых есть достаточно мощное программное обеспечение, и колл-центр. Те коллекторские фирмы, которые проводили здесь свои презентации, не могли похвастаться даже этим», — объясняет заместитель председателя правления Укрсоцбанка Ирина Князева. Кроме того, украинское законодательство предусматривает упрощенное внесудебное обращение взыскания на предмет залога. «Требования банка почти всегда удовлетворяются. Зачем оплачивать услуги коллекторов, если сотрудник финучреждения одновременно может вести до сорока подобных дел», — отмечает начальник отдела правового обеспечения работы с проблемными активами Родовід Банка Марина Безпалая.
Кроме того, банки не хотят сотрудничать с коллекторскими агентствами из-за отсутствия у последних разветвленных филиальных сетей, поэтому сборщики долгов работают над расширением своего присутствия в регионах. Так, у CCG уже есть филиалы во всех областях. У Агентства по управлению задолженностью есть офисы в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Виннице и Луцке. В ближайшее время Служба исполнения обязательств откроет семь филиалов в крупнейших городах страны.
Доказать вину
На долги страховых компаний в портфелях отечественных коллекторов приходится 20–40%. В первую очередь коллекторские услуги интересны тем СК, которые занимаются страхованием автомобилей (программы КАСКО). «Наша компания заинтересована в работе с коллекторами. С каждым годом количество застрахованных автомобилей увеличивается, а значит, растет и число страховых случаев. Нашему юридическому отделу становится трудно справляться со всеми регрессами (взысканием возмещения с третьей стороны. — «Эксперт») самостоятельно», — говорит начальник юридического отдела страховой компании «РОСНО Украина» Евгений Плахин. «Если виновником ДТП, в котором пострадала застрахованная машина, является владелец другого авто, страховая компания выплачивает клиенту возмещение и получает права требования к виновной стороне в пределах выплаченного возмещения», — объясняет Сергей Деминский.
Представители коллекторских агентств отмечают, что главная разница при работе с должниками страховщиков и банкиров состоит в том, что если при обслуживании банка для коллектора главное — найти должника, то при работе с СК — доказать его вину. Как правило, виновники аварий даже не догадываются о своих долгах перед страховыми компаниями. Кроме того, при заполнении актов сотрудниками ГАИ существует риск дачи заведомо ложных показаний. По словам генерального директора ООО «Служба исполнения обязательств» Максима Бруля, работать с должниками кредитных учреждений легче, поскольку документарное закрепление правоотношений с этой категорией должников находится на высоком уровне. Только около пяти процентов заемщиков банков категорически отрицают свои долги. В страховом бизнесе процент отказников гораздо выше. Поэтому в работе с должниками страховщиков коллекторам приходится чаще прибегать к hard и legal collection. Около 80% проблемных долгов СК сборщики возвращают по решению суда (в банковском бизнесе этот показатель составляет 10%). «Чтобы взыскать долги по регрессным искам, необходимо собрать множество документов. Поэтому в нашей компании есть отдельное подразделение, занимающееся этой категорией должников», — рассказывает Бруль.
Без лицензии
Помимо финансовых учреждений отечественные коллекторы работают с операторами прямых продаж и телекоммуникационными компаниями. Но это сотрудничество пока не носит массового характера. Еще реже коллекторы вступают в кооперацию с кредитными союзами, поскольку последние выдают кредиты населению на более жестких условиях, чем банки. Перспективным сегментом для сборщиков долгов считается жилищно-коммунальное хозяйство. Некоторые игроки уже ведут переговоры о сотрудничестве с коммунальными предприятиями, но такая кооперация станет возможной не раньше, чем через два-три года. «Работа с ЖКХ очень специфична. Задолженность может возникнуть у социально незащищенных слоев населения, например, пенсионеров. В этом случае социальных конфликтов не избежать», — объясняет Деминский. В развитых странах клиентами многочисленных коллекторских бюро являются налоговые органы, а также компании любых отраслей, продающие товары и услуги без предоплаты.
Сотрудничество банкиров и коллекторов будет набирать обороты по мере роста объемов кредитования. Крупные кредиторы будут стремиться обзавестись собственными коллекторскими компаниями. По такому пути уже пошел Дельта Банк, подумывает о коллекторском бизнесе и Родовід Банк. Преуспевать будут коллекторские агентства с широкой сетью представительств, сумевшие завоевать хорошую репутацию.
Сейчас наши коллекторы работают без лицензий — по схеме факторинга (согласно Хозяйственному кодексу и Закону «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»). В России, где функционирует около ста коллекторских бюро, уже обсуждается вопрос их лицензирования. Крупные агентства хотят добиться разрешения для финучреждений списывать безнадежные к взысканию долги по предписанию коллектора (сейчас это возможно только по решению суда). Сборщики долгов требуют прав на свободное получение необходимой информации от банков, страховых компаний, центрального адресного бюро, телефонных сетей, бюро кредитных историй и организаций коммунального хозяйства. Ради этих прав российские коллекторы готовы на ужесточение требований к ним (в частности, к минимальному капиталу). Коллекторские компании лицензируются во многих странах: регуляторы следят за их соответствием стандартам сбора долгов и тем, как они распоряжаются вверенными им средствами. Со временем вопрос регулирования их деятельности обострится и в Украине.
«Эксперт Украина» №34(130) от 3 сентября 2007
http://www.expert.ru/